Когда нужно восстановление бухгалтерского учета. (От 20 000 руб/мес)
Причин, когда возникает потребность в восстановлении бухгалтерского учета и налоговой отчетности, великое множество, вплоть до пожара и потопа. Наиболее распространенной причиной является недостаточная квалификация бухгалтерского персонала (и его нехватка), частая его смена, а также чехарда в нормотворчестве. Законодательные акты постоянно меняются, а изменения принимаются часто задним числом. Результатом этого является запущенность в учете, неправильное отражение операций и некорректное начисление налогов. Нередки случаи, когда бухгалтер просто сбегает из организации, осознавая свою некомпетентность и прихватив с собой первичную документацию и отчеты в отместку на «жесткие действия руководства». В этом случае директору необходимо сопоставить затраты по восстановлению учета с затратами по закрытию организации, переоформлению договоров, простоев в работе, потери покупателей, имиджа и т.д., а так же с возможным объемом доплат по налогам и пеням. В случае, если по тем или иным причинам Вы решили восстанавливать бухучет и это необходимо сделать быстро, то целесообразно заключить договор со специализированной компанией, оказывающей подобные услуги, либо нанять бухгалтера на выполнение данных работ. При заключении договора на восстановление бухгалтерского учета компания предоставляет первичную документацию и бухгалтерскую базу за предыдущий период работы. Дальнейший алгоритм работы зависит от степени запущенности учета.
Восстановление учета может производиться в полном объеме или частично (отдельные участки учета или периоды финансово-хозяйственной деятельности). Специализированная компания, как правило, опирается на «первичку», анализируя правильность составления документов и проведение расчетов. Если у директора есть сомнения только по конкретному вопросу, например, по расчету налогов, то анализируется лишь этот участок. Полный же пакет услуг может включать в себя формирование, восстановление, анализ и систематизацию первичных документов, восстановление бухгалтерских проводок, проверку правильности оформления регистров, их дальнейшую корректировку либо воссоздание. Специализированная компания также проводит проверку правильности исчисления налогов и формирования налоговых деклараций, подготавливает бухгалтерскую отчетность для ее дальнейшей защиты в налоговых органах.
Стоимость работ. Затраты на восстановление бухгалтерского учета как правило сопоставимы с затратами на стороннее обслуживание компании за тот же период, порядка 10-20 тыс. в месяц. В некоторых случаях не исключены определенные наценки, все зависит от целого ряда «удорожающих» факторов: количества видов деятельности организации; ведения внешнеэкономической деятельности; объема документооборота; численности работников; уровня автоматизации учета. Если есть потребность в восстановлении первичной документации и проведении дополнительных сверок, то стоимость работ может увеличится на 10-15 %.
Иногда цена может возрасти и в 1,5-2 раза от первоначальной в зависимости от состояния дел в компании и объема работы. Например, у клиента не осталось на руках никакой отчетности, вся первичная документация отсутствует и требуется ее полное восстановление. В этом случае в ходе работы придется проводить сверку со всеми контрагентами, связываться с налоговой инспекцией и поднимать сведения из сданной туда отчетности.
Не стоит забывать, что после восстановления учета необходимо будет заплатить налоги, точную сумму которых заранее определить довольно сложно. Кстати, о налогах. Клиент, обратившийся по поводу восстановления бухгалтерской отчетности, может заодно оптимизировать системы налогообложения и внутреннего учета. К примеру, в ходе своей деятельности компания могла просто не задумываться о том, какую форму договора лучше применять, чтоб сэкономить на налогах законным способом. При восстановлении отчетности обслуживающая организация, скорее всего, выявит этот промах и может предложить по согласованию с контрагентами не только привести контракты в надлежащий вид (ошибки тоже нередки), но и заменить, к примеру, договор поставки на агентский. Или в условиях договора предусмотреть оплату поставщику по мере реализации товара. Как правило, партнеры достаточно охотно идут на эту процедуру, если только ранее применявшиеся не самые «подходящие» договоры не были заключены намеренно. В итоге можно добиться того, чтобы налогооблагаемые доходы составляли только процент от суммы сделки. При таком подходе заказчик может значительно сэкономить на налоговых отчислениях.
Соотношение стоимости услуг сторонней организации и оплаты труда бухгалтера в компании может быть разным. Последний, скорее всего, обойдется дешевле хотя бы потому, что он в процессе восстановления учета будет загружен еще и текущей работой. К тому же стоимость его услуг ограничена иными рамками. Однако по своей компетентности и возможности организации процесса он вряд ли сумеет заменить специализированной компании. Так что если критерий – качество восстановления учета, то чаша весов скорее склоняется в сторону профессионального провайдера.
Сроки. Время, которое потребуется на выполнение работ по восстановлению бухгалтерского учета и подготовке отчетности, зависит от периода простоя бухгалтерского подразделения. Например, квартальный отчет специализированная компания может восстановить за 2-3 недели активной работы при наличии всей необходимой документации. Если речь идет о годовом периоде, работы могут затянуться на 2-3 месяца. Удлинение срока обсуждается с заказчиками отдельно, если понадобится проводить дополнительные сверки с налоговыми органами, сопоставлять данные, частично или полностью выверять бухгалтерскую документацию.
Закрыть нельзя оставить.
Довольно распространено мнение, что когда бизнес рушится на глазах, из компании уходят ключевые сотрудники (иногда не с пустыми руками), расторгаются взаимоотношения с клиентами и партнерами, неожиданно всплывают долги, то компанию проще ликвидировать. И не нужно будет тратить время и деньги на восстановление отчетности. Это не совсем верно. Закрытие фирмы на законных основаниях не является панацеей, поскольку этот процесс подразумевает как минимум составление одного ликвидационного баланса. Тогда возникает логичный вопрос, на основании чего он будет составляться. Поскольку налоговая не примет баланс без данных учета, вам все равно придется воспользоваться услугами стороннего консультанта. Возможно, популярность идеи объясняется возможностью избавиться от ставшего нерентабельным и проблемным бизнеса путем продажи третьим лицам. Или проведения разного рода реорганизаций. О законности этих способов можно рассуждать, но пока они существуют, принимать решение нужно очень взвешенно, оценивая все «за» и «против». Если компания присутствует на рынке несколько лет, и уже заработала себе имя, в большинстве случаев от идеи ликвидации лучше отказаться. Ведь такая компания уже обладает определенными конкурентными преимуществами. Конечно, немало зависит и от степени запущенности отчетности: нужно сопоставлять затраты по восстановлению бухгалтерии с налоговой нагрузкой. Если все же говорить о закрытии компании, то такое решение может быть оправданным, когда компания существует на рынке не более двух лет, при этом налоговые штрафы достигают внушительных сумм, а полное восстановление приведет к еще большим финансовым и трудозатратам по сравнению с налоговыми претензиями. Сразу оговоримся, такой способ «решения вопроса», когда компания находит номинального владельца – подставное лицо – и ему продает компанию, можно назвать, мягко говоря, не этичным. Особенно если существуют обязательства перед контрагентами. Но, тем не менее, способ этот довольно востребован, хотя стоимость операции с каждым месяцем растет. К тому же, есть риск попасть в «черный список» налоговой службы. Дело в том, что налоговые органы постоянно отслеживают количество фирм, зарегистрированных на того или иного предпринимателя. Частое закрытие компаний – это ему определенный минус. При неоднократном упоминании фамилии «бизнесмена» в привязке к закрытию компаний, его могут включить в так называемый список неблагонадежных собственников. И если, например, такой предприниматель в дальнейшем решит занять руководящую позицию в крупной компании, то при всех положительных качествах его кандидатура скорее всего будет отклонена службой безопасности (обычно ее сотрудники направляют запросы и в налоговую инспекцию на предмет наличия у соискателя «черной метки».
Опасность проволочек
Список негативных последствий при отказе от восстановления учета или затяжках решения можно продолжить, отметим лишь самые острые моменты. Отсутствие отчетности либо ее низкое качество ограничивают возможности руководства компании получать полную и достоверную картину о ее деятельности. Отсюда, снижается контроль над сохранностью активов организации, что влечет за собой проблемы с дальнейшим планированием хозяйственной деятельности предприятия. Кроме того, при потере данных возрастает угроза их использования третьими лицами в своих целях. Это может привести как к мелкому шантажу, так и к попыткам рейдерских захватов. Пробелы с бухгалтерским учетом способствуют и росту интереса к компании со стороны налоговых органов. Помимо уже названных штрафов и пени, налоговики могут ограничить расходные операции, наложить арест на расчетные счета (к примеру, на том основании, что в отчетности заявлены одни суммы, а фактически уплачены другие), что повлечет за собой приостановление деятельности компании. В вопросе восстановления учета и отчетности нужно руководствоваться принципом соотношение затрат и результата. Просто подсчитайте, что вы можете потерять и что выиграть, выбирая решение. А критерий его принятия – обыкновенный здравый смысл.