Выявление мошеннических схем при работе с клиентами. (От 20 000 руб/мес)
Мошенники распознаются по трем ключевым параметрам, поскольку для того чтобы мошенническая схема прошла, необходимо, как правило, сочетание трех условий:- Ограничение информации
- Эксклюзивная информация
- Цейтнот.
Первое, мошенник резко ограничивает информацию для своего партнера, заявляя либо о том, что информация на текущий момент недоступна, или рыночная информация неправдива, или это абсолютно новый вид бизнеса, новый вид товара и поэтому не может быть никакой информации. Еще один вариант, с которым сталкивались, звучал: «Да, да, все есть, вот лежит в столе отчет, справка, цифра, факт и так далее. Но, вот сейчас я лично занят и не могу показать вам информацию. Я вышлю вам информацию на следующей неделе».
Второе: решение нужно принять быстро, в этот момент вступает второй инструмент мошенника — цейтнот. Мошенник очень часто, практически всегда вынуждает свою жертву принимать решение в ограниченный диапазон времени. Обычно мошенник заявляет, что партия выгодного товара по выгодным ценам вот-вот закончится, потому что партия ограничена и только он знает, как ее можно достать, у кого выписать счет и так далее. Обратите внимание, в этот момент возникает и третий, и последний инструмент мошенников. Он часто играет на том, что мошенник якобы имеет доступ к закрытой эксклюзивной информации, которая известна только ему и поэтому жертве повезло, что они знакомы.
Вот, собственно говоря, три ключевых фактора, и если вы сталкиваетесь хотя бы с одним, уже задумайтесь о реальных поводах партнера по сделке. Если в течение переговоров ваш партнер использует все три инструмента, значит вероятность того, что вы нарвались на мошенника, крайне высока, как минимум 90%.
Мошеннические схемы ваших клиентов можно классифицировать по двум типам.
Мошенническая Схема №1: А коробочка-то пустая!
Это очень распространенный вид мошенничества, особенно для торговых компаний, розничных или оптовых, и смысл его заключается в следующем. Мошенники подписывают абсолютно правильный, юридически выверенный контракт, очень часто с достаточно сильными штрафными санкциями в свою сторону за неоплату, например, товара или не приемку товара и так далее. В этот момент покупатель-мошенник делает особый акцент на своей честности и ответственности, раз он дает в свою сторону такие жесткие обязательства. Они могут даже заплатить предоплату, как правило, не более 20–30%. Чаще всего берут естественно товар на реализацию. После получения товара или услуги отказываются платить. И в тот момент, когда поставщик товара или услуг обращается в суд, оказывается, что на балансе фирмы в лучшем случае десять тысяч рублей уставного фонда, стол и стул. И взять-то с фирмы на самом деле нечего. И сама фирма зачастую зарегистрирована на неизвестное лицо и так далее. Опасность такого вида мошенничества в том, что мошенники очень часто действуют или от лица очень известных компаний, а иногда и в рамках известных компаний.
Мошенническая Схема №2: Ты жарь-жарь, рыба будет!
Этот тип мошенничества со стороны покупателей, начал резко развиваться осенью 2008. А суть этого мошенничества состоит из трех шагов.
Заключается достаточно большой контракт, на многие миллионы рублей с длительным процессом выполнения, с поэтапными процедурами поставок партий товара и услуг. Мошенник-покупатель делает предоплату не более 10–20% и работы начинаются. Как правило, работы ведутся в условиях дефицита времени и постоянных призывов поторопиться со стороны покупателя-мошенника. В этот момент в компании-поставщике начинает создаваться определенная нервозность, потому что меняются условия поставок, поджимают сроки. Когда приходит время второго платежа, его сначала задерживают на пару дней. Основной лейтмотив со стороны мошенника-покупателя заключается в следующем — господа, вы работайте-работайте, вы быстрее работайте, у нас тут меняются условия, вы не успеваете, а соответственно, платеж-то будет, деньги уже пошли, просто необходимо несколько дней на технические проводки. В таком режиме «поторапливания» проходит, как правило, от недели до двух, иногда до двух месяцев. Иногда мошеннику-покупателю удается создать атмосферу доверия и в то же время цейтнота одновременно. В итоге вдруг выясняется, что платежа нет, и по различным причинам не будет. Либо покупатель недоволен качеством работ, качеством поставленного товара и услуг. Либо вдруг прекратилось финансирование. Либо на рынке вдруг разразился кризис, который раньше покупатель как-то не замечал. Но при этом получается, что до 40–50% работ уже сделано или поставлено 40–50% товара.
Варианты проверок на мошенничество
Во-первых, следует внимательно посмотреть на адрес, который мошенник пишет на своей визитке. В ряде случаев это могут быть очень известные места, которые, как правило, ассоциируются с богатством, престижем и успехом. После обмена визиток зайдите в поисковую систему Yandex или Google, в подраздел «Карты» и введите адреса, написанные на визитной карточке. Может оказаться, что подобного адреса, или номера дома нет. Это будет вполне определенным сигналом, что Вы имеете дело с мошенником. Помните, что сегодняшние возможности электронного поиска в Интернете гораздо шире, чем даже несколько лет назад. Безусловно, и мошенническая фирма может снять офис даже на год в хорошем здании и тем самым попасть в каталоги. Но тогда спасает способ номер два — ссылки на компанию в средствах массовой информации и просто в интернете. В поисковике следует ввести название фирмы, фамилию человека, добропорядочность которого вы хотите проверить. Особенно если человек делает акценты на том, что он признанный, успешный менеджер, что он хорошо известен в отрасли. А именно так действует большинство мошенников. Показатель известного человека очень прост — в интернете на него будет много ссылок. Да, конечно здорово прочитать эти ссылки, о чем они. Они действительно ссылаются на слова этого человека как на эксперта или, как говорится, эти ссылки из раздела «Их разыскивает милиция». Одному бизнесмену таким образом удалось спасти и свою репутацию и предохранить свою фирму от больших финансовых рисков. Во время рутинной проверки возможного партнера выяснилось, что его предыдущий бизнес используется в докладах МВД как пример мошенничества.
Первые два способа потребуют от вас максимум 15–30 минут времени и минимальных ресурсов в виде доступа к интернету. Следующие способы уже более тяжелые в реализации, но, тем не менее, способ номер три. Постоянно составляйте «черные списки» тех партнеров, с кем вы вели бизнес с четким указанием, как и когда они обманули ваше доверие. Безусловно, списки такого типа не имеют юридической силы, ведь факт мошенничества трудно доказать. Поэтому, кстати говоря, не публикуйте эти списки у себя на сайтах, в каталогах или где-то еще. Так поступают некоторые компании, но это опасно, можно погрязнуть во встречных юридических претензиях со стороны мошенников. А вот иметь такие списки и обмениваться ими со своими партнерами на дружеских основаниях — это хороший способ защитить свой бизнес и своих партнеров от финансовых рисков.
Кроме того, существуют специализированные юридические, аудиторские агентства, чей бизнес в том и заключается, что они собирают информацию о различных компаниях, присутствующих на рынке. Это абсолютно легальный бизнес, базирующийся на информации из открытых источников: газет, журналов, конференций и прочих ресурсов. Одна из таких компаний уже почти 15 лет присутствует на рынке России и в ее архивах есть информация о сотнях и сотнях тысяч компаниях на территории страны. Стоимость запроса колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Все зависит от объема запрашиваемой информации: нужно ли проверить просто адрес и руководство компании или нужно получить более детальную информацию, включая поставщиков и покупателей этой компании, в ряде случаев доступны даже бухгалтерские отчеты.
Последний способ предохраниться от мошенников — это запрашивать информацию у самого партнера. В целом в этике бизнеса принято запрашивать самую разнообразную информацию. И если, например, партнер по переговорам вам заявляет о том, что все его клиенты или покупатели исключительно довольны сотрудничеством, это прекрасно. Тогда попросите его предоставить рекомендательные письма, фамилии, имена и телефоны хотя бы трех-четырех таких партнеров, чтобы вы смогли сделать контрольные звонки. Простейшая просьба. Возможно, некоторым список таких требований к партнеру по переговорам покажется завышенным. Иногда создается впечатление, что запрашивается конфиденциальная информация. Ведь в список входят и копии заключенных контрактов, и справки об активах, и анкеты клиентов, и справки из банка о денежных оборотах, и аудиторские отчеты, и банковские гарантии, и так далее. Здесь необходимо подчеркнуть две вещи. Первая вещь — все эти запросы давно стали нормой бизнес-этики и бизнес-отношений в Европе и в США. Это реальный способ действительно распознать мошенников, и миллионы менеджеров в мире это понимают. Сегодня и миллионы российских менеджеров начинают приходить к этому пониманию, что на самом деле этично украшать свой офис рекомендательными письмами от клиентов. И этично в первые же минуты серьезных переговоров класть копии этих писем на стол, не дожидаясь такого вопроса от своего партнера. Этично показать справку об активах, этично показать копии заключенных контрактов и так далее. А если где-то здесь есть факт конфиденциальности, ну что ж, в Европе и во всем мире давно наработаны нормальные способы сохранять конфиденциальность. Например, при снятии копии с контракта или с платежного поручения можно закрасить замазкой название компании-клиента, если компания просила не разглашать свое имя.
Какие документы запросить у партнера:
- Рекомендации от известных компаний
- Справка об активах
- Копии заключенных контрактов
- Первичные документы: платежки, справки о тиражах, анкеты потребителей и пр
- Справки банка о денежных оборотах по счетам за год, квартал и т.д.
- Аудиторский отчет за последний год (наличие аудитора — это уже хороший признак для фирмы)
- Расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности на последний период: квартал или месяц
- Справку налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетом на последнюю дату
- Справку о судебных исках к компании или от нее к кому-нибудь
- Банковскую гарантию на возврат авансового платежа.
Кто-то сможет предоставить справку об активах, для кого-то более удобно предоставить справки из банков или копии контрактов, или письма клиентов, или справки от налоговой и так далее. Поэтому еще раз советуем: во-первых, не стесняйтесь пройтись по всему этому списку с вашим партнером по переговорам и спросите, что из этого списка он может предоставить вам в качестве гарантии своей благонадежности. Но не забывайте и об обратном, вы тоже обязаны предоставить аналогичные документы. Это поднимет уровень доверия на рынке и позволит вам заключать более выгодные контракты, чем ранее. Ведь в глазах ваших новых клиентов и партнеров ваша репутация поднимется.